КАЛИ - КРИШНА Согласно Махабхагавата Пуране, однажды Шива попросил выполнить Кали одно Свое желание. Оказывается, Он захотел, чтобы Он Сам обратился в женщину, а Она – в мужчину. Кали согласилась, и тогда Они родились на земле: Кали в образе Кришны, а Шива в образе Радхи. При этом воплощение Кали в образе Кришны преследовало две цели: 1. Наслаждаться любовью с Шивой, 2. Уничтожать нечестивых царей. В МБхП описываются любовные забавы Кришны (Кали) и Радхи (Шивы), при этом сообщается, что на Аяну, законного мужа Радхи, сразу же после женитьбы на Ней Шива насылает мужское бессилие, и таким образом, любви Кришны и Радхи никто не мешает. Такая инверсия (перемена ролей) встречается еще раз в МБхП в мифе о перерождении Кали, как Парвати. После гибели Сати Шива в Камарупе предается подвижничеству, чтобы вновь обрести Её в жены (в традиционных версиях подвижничество совершает Богиня). «О том, что Кришна воплощение Кали написано в Тодала-тантре: В образе Кришны воплощалась Сама Бхагавати Кали (10.11) О единстве Кали и Кришны в Тарабхактирахасья-тантре: В Кали-Югу — Кали, в Кали-Югу — Кришна, в Кали-Югу — Гопала-Калика. Какова Кали, такова и Тара, какова Кали, таков и Хари (Кришна). (2.11) Существует прямая связь между Даша Махавидья и десятью главными аватарами (воплощениями) Вишну. Так, согласно Гухьятигухья-тантре и Тодала-тантре, Кали проявляет Себя в аватаре Кришны, Чхиннамаста — как Нрисимха, Камала (Махалакшми) — как Будда, Шодаши (Трипурасундари) — как Парашурама, Бхуванешвари — как Вамана и т.д. Таким образом, преданные вайшнавы (поклонники Вишну), знают они это или же нет, фактически совершают поклонение Самой Кали, когда почитают Кришну или иные проявления и аватары Господа Вишну, который, в свою очередь, — лишь частичное проявление безгранично великой Шакти. Не случайно, что за последние несколько веков кришнаитская ветвь вишнуизма получила широкое распространение в Индии, а с конца 60-х годов этого столетия — и во всем мире. В Кали-Югу именно почитание Кришны становится господствующей формой вишнуизма, т.к. Кришна — проявление Кали, а из всех Махавидья и других форм Богини-Матери именно Кали почитается, как центральный и главный (и часто вообще единственный!) объект Богопочитания в век Кали. Только Кали должна почитаться в Кали-Югу (калау Кали ту кевала), — говорится в Шакта-прамоде, известном собрании ритуальных текстов Тантры. Именно из-за своей глубинной эзотерической связи с культом Кали вайшнавское почитание Кришны имеет некоторую силу. Вайшнавы, достигшие определенных благих заслуг в преданном служении Кришне и удостоившиеся особой милости Шри Радхи, Его шакти, нередко легко и естественно склоняются к следованию Тантрическому Пути, ибо лишь на этом Пути преданное служение Богу возможно во всей полноте. „ Каливиласа-тантра (24.4) «Богиня Тара – образ Нилы, Багала – образ Курмы, Дхумавати – Варахи, а Чхиннамаста – Нрисимхи. Бхуванешвари – образ Ваманы, а Матанги – образ Рамы, Трипура – Парашурамы, а Бхайрави – Балабхадры. Махалакшми воплощалась Буддой, а Дурга воплотится, как Калки. В образе Кришны воплощалась - Сама Бхагавати Кали». Парвати Деви говорит Шиве: «В Голоке (духовном мире Кришны) Я — Шри-Радха, в мире Вайкунтха (обитель Вишну) Я — Камалатмика (Лакшми), в мире Брахмы Я — Сарасвати, в обители Шивы (Кайласа) Я — Парвати, в Митхиле Я — Джанаки (Сита Деви ), в Двараке Я — Рукмини (супруга Кришны)». Мундамала-тантра Саммохана-тантра говорит, что Дурга и Радха (любимая подруга Кришны) — это формы единой Шакти, которая проявляет Себя, как Радха, Тригунатмика или Дурга (йад вайбхаван махалакшми радха нитья парадвайя). В некоторых тантрах Она отождествляется с Вишну. В Брахманда-тантре говорится: «Поклоняющиеся Вишну (вайшнавы) медитируют на Нее, имеющую образ прекрасного темно-синего Кришны или четырехрукого Вишну, любимого Богиней Лакшми, очаровывающего разум». В 34-й главе Тантрараджа-тантры рассказывается, что Деви явила Себя в мужском образе (пумрупа) вместе со Своими Шакти (восемь энергий, символизирующие восемь мистических сил) в форме Кришны (кришна-виграха) и Его подруг гопи (пастушек). Радха-тантра (гл.15) говорит, что «Тёмное тело Кришны есть Сама Кали, пронизывающая весь мир (сваям кали джаган-майи)». Во второй главе этой тантры указывается, что имя Кришны означает Трипура-бхайрави, которая является Божеством (мантра-девата) хари-нама-мантры известной, как харе-кришна-мантра. В тантрах также говорится, что Шри-Кришна и Дурга Деви представляют единое целое и неотличны друг от друга: Йах кришна сайва дурга сьят йа дурга кришна эва сах анайор антара-дарши сансаран на вимучьяте «Кришна — это Дурга, Дурга — это Кришна, Тот, кто видит в них различие, не освобождается от сансары». Гаутамия-кальпа. В «Тара-рахасье» Шри Брахмананды Гири сказано: «В Кали-Югу — Кали, в Кали-Югу — Кришна, в Кали-Югу — Гопала-Калика». Йони-тантра говорит, что Калика приняла образ Кришны, спрятав свою Йони в павлинье перо на Его голове (майура-мукута). В Каливиласа-тантре (например, 24.4) Кришна именуется сыном Кали и Владыкой над 6 ликами Шивы (28.23-26). Стоит упомянуть, что многие Учителя (Шри Рамакришна, Ауробиндо Гхош и др.) говорили о Единстве Кришны и Кали. В одной из тантр (тантрического сборника) Шакта-прамоды утверждается, что «только Кали должна быть почитаема в Кали-Югу (калау кали ту кевала)». «Нет другой видьи (мантры шакти) в Кали-Югу, кроме Неё». Андрей Игнатьев